Интересные упражнения для тренинга. Психологические приёмы для эффективной тренировки Упражнение для тренинга «Переправа»


Как стать психологически сильным и уверенным человеком? Жизнь состоит из борьбы, и от нее не уйти. Нельзя вечно прятаться и убегать, надеясь, что кто-то решит все проблемы за нас. Приведенные ниже техники позволят Вам развить уверенность в себе и стать психологически устойчивее.

Развитие психологической силы

Безусловно, есть люди, которые с ранних лет проявляют исключительную смелость и решительность, быстро реагируют на смену обстановки и умело справляются со своими страхами, но, к сожалению, таких счастливчиков чрезвычайно мало.

Большинство людей постоянно сталкиваются с собственной застенчивостью, сомнениями, неуверенностью, боятся рисковать, что-то менять, дать сдачи хулиганам или оспорить несправедливость начальника.

Замечательный факт в том, что боятся все. Нет таких, кто никогда бы не боялся. Когда боксер-чемпион выходит на ринг, в его крови зашкаливает количество адреналина - гормона страха, даже если против него новичок, вчера надевший перчатки. После поединка у обоих боксеров адреналин замещается гормоном ярости - норадреналином. Организм перестал бояться, он настроен только на продолжение действия.

6 упражнений для развития психологической силы


Очевидно, что страх никогда не уйдет. Он всегда будет внутри, отговаривая нас делать то, что нужно. Но с ним можно и нужно бороться, и в этом помогают различные способы тренировки психологической устойчивости:

Техника «Клетка»

Если вы чувствуете скованность, неуверенность, находясь в группе людей, например, в очереди в поликлинике или в метро, встречаясь взглядом с незнакомцами - представьте, что вы смотрите на зверя, запертого в клетке. Не они наблюдают за каждым вашим движением - это вы пришли в зоопарк! Представьте, как вы непринужденно и легко любуетесь медведицей - что вам грозит, когда она в клетке? Повторяйте технику при любом возможном случае - это не только рассеивает неуверенность от чужого внимания, но и помогает раскрепощаться и становиться устойчивее к внешним раздражителям.

Техника «Гвардейский отряд»

Представьте, что за вашими плечами - лучшие бойцы вашей гвардии, готовые отдать за вас жизнь. Вы когда-нибудь восхищались чьей-нибудь храбростью? Представьте, что он рядом! Разве вы сможете спасовать, когда ваши спину прикрывают те, кто глядит страху в лицо? Эффект плацебо здесь действует безотказно, просто опробуйте этот способ на улице, представляя, как вы идете во главе храбрецов, и со временем станете решительнее.

Техника «Царская осанка»

Важную роль в нашем психологическом состоянии играет наша поза. Попробуйте встать перед зеркалом, сделать грустное лицо, опустить голову и тихо сказать: «Я здесь король, я контролирую ситуацию!». Верится? Вряд ли. Король горд и уверен в себе, его плечи расправлены, грудь колесом, спина прямая, походка размеренная. Взор короля спокоен, расчетлив, величав. Король не косится в сторону - он поворачивается всем телом туда, куда направляет взгляд. Особенное внимание уделите осанке - и результат не заставит себя ждать.

Техника «Животный взгляд»

У вас всегда есть великолепное оружие - ваши глаза. В животном мире прямой взгляд - признак силы и агрессии, слабая особь не может себе такого позволить. Попробуйте, глядя на противника, представить, как вы его ненавидите, вложите во взгляд всю вашу злость, разозлитесь и посмотрите на него взором разъяренного зверя, готового растерзать! Попробуйте, глядя на того, кто вам симпатичен, вложить во взляд всю вашу любовь, все теплые чувства, всю доброту - и человек это почувствует. Возможно, это звучит слегка странно, но все техники, приведенные здесь, опробованы много раз и принесли шикарные результаты.

Техника «Первый шаг»

Видите красавицу, но боитесь подойти и познакомиться? Просто сделайте один шаг в ее сторону, начните движение, и не останавливайтесь! Есть замечательная поговорка: «Главное ввязаться в драку, а там посмотрим!». Начало, первый импульс, рывок - то, что отличает храбреца от труса.

Взрывные фразы

У вас есть любимый персонаж фильма или книги, проявивший смелость? Используйте его фразы, чтобы вспомнить момент храбрости, вызвать то самое чувство решительности, которые вы испытывали при просмотре/чтении.

Ложиться рано совсем не хочется, ведь вечер принадлежит только тебе. Это твоё личное время, свободное от работы, которое можно посвятить тому, чего по-настоящему хочется. Для многих лечь спать рано означает украсть кусок от своей личной жизни, потратить это время зря. А завтра, что же завтра? Работа, дела-заботы...опять. (Возможно, тебе будет полезна статья «Биологические ритмы и спорт: когда лучше тренироваться ») Конечно, мы всегда можем обосновать свои поступки. Да, наш мозг - мощный инструмент для создания качества нашей жизни, но обстоятельства порой сильнее нас. Хм...да, кто из нас не оправдывал себя этими самыми «жизненными обстоятельствами»? Грешен каждый.
Но стоит признать, что в глубине души мы конечно знаем, что бо́льшая часть обстоятельств не являются настолько серьёзными, чтобы сбить нас с намеченной цели.

Увы, ответственность за ухудшение качества тренировок лежит только на нас самих. Это не обвинение и не попытка заставить тебя стать на «путь истинный». Большинство людей похожи друг на друга хотя бы отчасти. Поэтому я и пишу «нас», причисляя и себе, автору, все недостатки, свойственные человечеству. Но мы так же верим и в скрытые возможности ЧЕЛОВЕКА , возможности, которые просто надо открыть в себе. Ведь если ты веришь, что можешь, значит ты действительно можешь! А это огромная власть над своей жизнью!

Сознательный рост не есть случайный процесс и он не происходит сам по себе .

Позволить своему мозгу расслабиться - значит навредить своим мышцам, уничтожив любой прогресс. Волю, как и мышцы, надо тренировать! И если мышцам всё же надо давать время на восстановление, то над психологическими качествами нужно работать ежедневно! Тогда твой потенциал станет безграничным!

Ищешь, с чего начать? Попробуй освоить несколько наших психологических приёмов . Отнесись к ним, как к любому другому упражнению, используй эти приёмы как можно чаще в своей жизни. Это не просто, но они сделают твои тренировки намного более эффективными.

Приём №1

Да - амбициям. Нет - страху неудачи

Не позволяй страху будущих неудач лишить тебя желания двигаться вперёд .

Чем больше остановок, тем медленнее ты достигнешь цели. Что в этом плохого, если цель всё равно будет достигнута? Да, но будем откровенны: есть время на то чтобы быть осторожным и не спешить, и есть время на то что бы проявить свой энтузиазм и ускориться. Это нужно понимать. В конце концов, есть разница, через неделю или через год? Не отказывайся от своих амбициозных целей, даже если они кажутся тебе чересчур смелыми. Решись на их воплощение, начни это делать в независимости от того, каким может быть результат.

Приём №2

Твоя цель - это только ТВОЯ цель

Не позволяй другим ставить тебе цели .

Многие из нас любят обратиться за советом в том или ином случае. Ещё больше народу любит давать советы. Безусловно, некоторые советы бывают весьма полезны. Но если дело касается твоих спортивных целей, прислушиваться можно только к мнению действительно компетентных людей. Совет друга можно выслушать и принять, когда ты выбираешь подарок на день рождения. Но не в спорте: здесь то, что подходит другу, необязательно подойдет тебе. Это всё равно что покупать свитера одного размера, при очевидной разнице в ваших габаритах. Ему в пору, а на тебе трещит по швам.

Приём №3

Не сомневайся в себе

Никогда не говори себе, что чего-то не можешь .

Не воспитывай в себе неудачника. Брось вызов своему неумению. Никогда не спрашивай себя «Почему я?». Спрашивай «Почему НЕ я?» Говори так чаще. Все великие вещи берут начало именно с этой комбинации таких простых слов! Если не сейчас, то когда же ещё воплощать свои мечты? Не в 50 же лет, правда?

Приём №4

Во всём ищи плюсы

Цени себя и свою индивидуальность .

Хорошо бы нам всем родиться идеальными. Сразу. И чтобы делать ничего не надо было. Ходили бы такие красивые... и одинаковые. Правда в том, что если бы мы все были идеальны, природа очень быстро исчерпала бы все варианты внешности. А сила природы, как известно, в разнообразии. Поэтому и страдаем мы, кто от худобы, кто от избытка веса. Дело вовсе не в том, сколько в тебе недостатков и даже не в том, как ты запустил свою внешность. Дело в том, НА ЧТО ты готов, чтобы её изменить. У тебя опускаются руки, когда ты думаешь, что мог бы быть и повыше, и помощнее... Считаешь себя неудачником, только потому что не получил всё и сразу ? Начинай менять отношение к жизни и своему телу. Ищи во всём плюсы, даже в недостатках.

Как это сделать?

Работать над собой :

  • Вместо того, чтобы убиваться по поводу своего веса, лучше сказать «моя конституция поможет мне поднимать бо́льший вес!»
  • Вместо того, что бы считать себя скелетом, скажи «как мне повезло, не надо бороться с жиром, у меня отличная база для того чтобы нарастить мышцы и приобрести красивый рельеф без всяких усилий на сушку»!

Приём №5

Сила - в позитивной динамике

Всегда стремись вперёд и не делай себе поблажек .

Делая себе поблажку в какой-либо мелочи, ты безусловно не повлияешь глобально на свой тренировочный план, но запустишь хитрый психологический механизм, который в дальнейшем будет провоцировать на разные соблазны. Закончится это полным снятием всех запретов. Всего лишь раз дав себе послабление, ты будешь стремиться нарушить правило снова и снова. Умение отказывать себе в мелкой радости для большой цели - это навык, который вырабатывается благодаря регулярным повторения, совсем как результат от физических упражнений. Доказано на практике. Да, первая неделя здорового питания будет для тебя пыткой, но к 42 дню ты уже будешь наслаждаться им.

Приём №6

Радуйся мелочам

Старайся находить повод для радости даже в маленьких победах .

Верь в свой путь, чётко представляй себе цель и знай, что даже незначительные мелочи заслуживают того, чтобы им радоваться. Получилось влезть в любимые джинсы, «ушёл» животик или просто улучшилось самочувствие: любое такое событие - это настоящий повод для радости. Твои ощущения, как и изменения твоего тела - это самая настоящая награда, не требующая каких-то дополнительных поощрений. Наслаждайся моментом. Используй позитивные ощущения для продолжения пути к намеченной цели и чётко придерживайся плана.

Приём №7

Используй чужой опыт

Многие делали до тебя то, что ты сейчас пытаетесь сделать .

Мы не говорим сейчас, что твоя цель не является особенной. Она особенная, потому что ТВОЯ . Но то, что кто-то уже делал нечто подобное и добился успеха - великая помощь тебе и мотивация . Если тебе сложно придерживаться структурированного графика тренировок или когда ты разочарован медленным наступлением прогресса, открой для себя опыт предшественников в спорте и фитнесе. Их советы, как правило, довольно просты, но действенны: наметить цель и непрерывно к ней следовать, а их тренировочные программы могут оказаться полезны именно тебе.

Приём №8

Прочь запасные планы!

Не бойся полностью отдаться одной цели .

Чтобы добиться заветного результата, ты должен хотеть этого очень сильно. Пусть желание достичь цели станет твоей страстью, даже одержимостью. Кроме главного плана действий других альтернативных вариантов просто не должно существовать. Стремись к победе и верь в то, что в конечном итоге твой план принесёт тебе желаемый результат.

Приём №9

Проговаривай вслух свои желания

Слова, произнесённые вслух, имеют большую силу .

Ты и только ты для себя самый добросовестный тренер, строгий судья и верный болельщик. Если ты сочетаешь в себе все эти роли - ты по-настоящему непобедимый человек. Каждый раз повторяй себе это, но не монотонно, как школьный стих, заученный через силу. Вдохновляйся этой мыслью, попеременно смотри на себя с разных ракурсов. От всей души желай себе победы, «болей» за себя как за любимую футбольную команду, но и суди строго каждую свою ошибку, каждый шаг в сторону от цели. После пробуждения, скажи себе: «Каждая тренировка приближает меня к цели». Секрет в том, что произнесено это должно быть вслух. Повтори фразу 10 раз подряд. Говори себе: «Я успешный, сильный, я иду своим путём, я все могу». Возможно, поначалу ты будешь чувствовать себя глупо, но со временем придёт вера в то, что ты говоришь и ты станешь таким, как говоришь.

Приём №10

Будь последовательным

Помни, подъём даже на самую крутую вершину складывается из маленьких шагов .

В любом виде физической нагрузки, будь то бег на дорожке или поднятие веса, будь последовательным. Последовательно увеличивай нагрузку, каждый раз выкладывайся по-максимуму и тогда ты познаешь успех и приблизишься к физической форме, о которой мечталось. Все эти приемы кажутся легко выполнимыми, пока ты следуешь им всего пару дней. Дальше обязательно наступит момент, когда станет сложнее, поднадоест. Этот момент надо просто перебороть, не бросая тренинг . Знай, по-настоящему они начнут работать на тебя, только когда ты будешь систематически применять их в своей жизни.

перейти к оглавлению

Проблема убеждающего воздействия настолько актуальна, настолько жизненна, что, на мой взгляд, допускает огромное количество вариан­тов ее осмысления.

Убедить в чем-то – значит расширить области сходства убедившего с убежденным. Это сходство может быть в сфере значений, представлений, наме­рений, отношений к какому-то событию или челове­ку, целей и ценностей, а также способов движения к целям, то есть способов действия. Если посмотреть на всех людей как на возможные объекты убеждаю­щего воздействия, то они для убеждающего их субъекта могут разделиться на три группы. Я, субъект, могу взяться за убеждение в чем-то како­го-то единственного другого. Я могу попробовать убе­дить в чем-то целую группу людей. Наконец, я могу захотеть убедить в чем-то самого себя. В этом слу­чае говорят: "Я хочу убедиться".

Подозреваю, что трудно придумать доказательный ответ на вопрос, что легче: убедить в чем-то одного-единственного человека, группу или себя?

Не менее трудно изобрести набор приемов убеж­дающего воздействия для общего пользования, хотя этому посвящено немало разных книжек.

Возможности тренинга позволяют каждому его уча­стнику самостоятельно поискать индивидуальные, только для него приемлемые способы и методы убеж­дающего воздействия, учитывающие неповторимость методики моделирования и анализа ситуаций и уникальность ищущего. Сделать поиск более интен­сивным помогут игры, упражнения и процедуры тре­нинга, собранные в этой части книги.

Сюжетно-ролевые игры

перейти к оглавлению

Игра "МАФИЯ"

Предлагаемая игра очень популярна сре­ди самых разных людей. В нее играют не только школьники и студенты. В 1990 году на семинаре-тре­нинге руководителей колхозов и совхозов Ставрополь­ского края из-за "Мафии" была сорвана половина за­планированной работы. Описание игры

1. Подготовка. Ведущий раздает играющим карты, предлагая не показывать их друг другу. Перед каж­дым участником на столе или на полу помещается горящая свечка.

2. Распределение ролей. Объявляется, что те, у кого на руках оказался туз, король, валет пиковые, являются мафиози. Те, кто получил бубновые карты того же достоинства, становятся представителями органов правопорядка. Например, бубновый туз соот­ветствует должности прокурора города, бубновый ко­роль – начальнику полиции, а валет – сыщику.

Такое ролевое разделение совсем необязательно, поскольку не предполагает разнотипных действий участников. Вместе с тем подобные подробности спо­собствуют дополнительной театрализации обстанов­ки, игровой вовлеченности участников.

3. Введение в игру. Ведущий сообщает, что группа теперь становится жителями простого мирного горо­да, где действует мафия. Она среди нас. Попытаем­ся, говорит ведущий, выявить ее сейчас же своими силами. Горожане могут своей властью, в открытом обсуждении высказывать подозрения по отношению к тем жителям города, которые почему-либо вызы­вают сомнения, невольные, пусть даже трудно объяс­нимые догадки об их принадлежности к мафии. Подо­зреваемые должны держаться до последнего вне за­висимости от того, какая карта им выпала. Задача подозреваемых – убедить остальных в том, что подо­зрения их напрасны. Ответив на уточняющие вопросы участников, ведущий предлагает начать. Чаще всего на этом предварительном туре группа ни до чего не договаривается. Ведущий, примерно через 1-3 мину­ты объявляет, что наступает "ночь".

4. "Ночь мафии". Все горожане, вещает ведущий, засыпают и закрывают глаза. Проследив за тем, что глаза у всех закрыты, ведущий объявляет о том, что мафия выходит на дорогу. Мафиози могут открыть глаза и, стремясь не выдать себя посторонними зву­ками, одними переглядками договариваются о том, кто из горожан сейчас падет жертвой мафии. Веду­щий гасит свечку этого участника. Теперь ведущий должен не забыть о том, что мафия обязана "зас­нуть", т. е. закрыть глаза, а потом уже объявить "на­чало нового дня".

5. "День". Ведущий продолжает комментировать происходящее. Горожане, говорит он, просыпаются и видят, что жертвой мафии пал житель Ч. Житель Ч. предъявляет всем свою карту. В зависимости от его карты ведущий комментирует развитие игры. Если "жертвой пал" обладатель одной из трех бубновых карт, обозначающих силы правопорядка, значит, ма­фия начала побеждать. Горожане вынуждены бороться за себя. Повторяется групповая дискуссия вокруг вза­имных подозрений, описанных в п. 3. Если относитель­ное большинство горожан настаивает на "аресте" од­ного из подозреваемых, а подозреваемому так и не удается переубедить упорствующих, ведущий дает подозреваемому право на последнее слово. Все за­молкают и слушают. Цель последнего слова – исполь­зовать оставшийся шанс переубедить упорствующих в своих подозрениях горожан. Если это не удается, подозреваемый выводится из игры. Его свеча гасится. Подозреваемый раскрывает свои карты. Ведущий мо­жет несколько усиливать эмоциональную сторону со­бытия. Полусерьезно-полуиронично он может сокру­шаться о несправедливости и слепоте общества, по­каравшего невинного, или даже работника правопорядка (если у "пострадавшего" оказалась со­ответствующая карта).

6. Краткое обсуждение впечатлений. На этом эта­пе полезно обратиться к нескольким членам группы, особенно эмоционально участвовавшим в предыдущем туре, с просьбой сообщить об их впечатлениях от про­исходящего, о том, "как им сейчас"... Можно поинте­ресоваться тем, что явилось причиной, вызвавшей догадки группы именно по отношению к подозревае­мому. Нередко обсуждение этого вызывает острый интерес группы. Спонтанная вспышка такого обсуж­дения является, на мой взгляд, наиболее ценным в данной игре. Кроме того, можно попробовать обсу­дить причины неубедительного поведения подозрева­емого с его собственной точки зрения.

Не следует увлекаться обсуждением. Лучше его прервать, чем завершить.

7. "Ночь полиции". Здесь сюжет игры развивается так же, как и в п. 4, с той лишь разницей, что "поли­ция" пытается, руководствуясь своими впечатления­ми, догадками и подозрениями, погасить свечу одно­го из "мафиози".

8. Возврат в п. 3. Игра ведется до тех пор, пока не погаснут все свечи "мафии" либо "полиции". Кроме того, игру можно прервать, что оказывается более предпочтительным, поскольку тогда эмоциональная вовлеченность в игровое существование затухает мед­леннее.

9. Возможно итоговое обсуждение того, что позво­ляло наиболее удачливым игрокам добиваться успе­ха. При этом во время игры ведущему полезно внима­тельно наблюдать за состоянием группы в целом и за отдельными игроками. Нередки случаи острого пере­живания, обиды, проявления агрессии, стихийного группового террора по отношению к кому-либо из участников. Ведущий волен принимать решения либо пускать такие процессы на самотек, либо смягчить их. Оба варианта имеют сильные и уязвимые стороны. Обострение ситуации – это возможность для участ­ников глубже, серьезнее, почти по-настоящему пере­жить такую ситуацию. Возможность испытать пережи­вание, его осмыслить, отнестись к нему в условиях лабораторной группы нередко является жизненным опытом, поистине незаменимым в подобных же ситу­ациях реальной жизни. В то же время переживания, пусть и игровые, оказываются переносимыми не для всех участников. Поэтому, если ведущий не уверен в обоснованности своих прогнозов развития игры, полез­нее будет начать рефлексию происходящего процес­са, интересуясь впечатлениями, переживаниями уча­стников по поводу происходящего.

Игра "Контрабанда"

Предлагаемая игра построена в том же ключе, что и предыдущая. Здесь игрок вновь убеж­дает некую группу не доверяющих ему людей в том, что он заслуживает их доверия.

Вводная часть. Ведущий предлагает рискнуть по­участвовать в предстоящей процедуре нескольким желающим. На вопросы о том, что, собственно, пред­стоит, ведущий конкретно не отвечает, ограничиваясь репликами о появившейся возможности рискнуть. А поскольку риск связан с неизвестностью предстоя­щего, с нехваткой информации, то люди получат пол­ные инструкции лишь решившись взять на себя роль активных участников процедуры. Через некоторое время несколько желающих, раззадоренные репли­ками ведущего вроде "кто не рискует – не выигра­ет, а кто желает выигрывать – тренируется риско­вать", все же соблазняются на игру. Описание процедуры

1. Освоение правил. Ведущий сообщает, что вы­звавшиеся участники будут изображать туристов, стремящихся провести через таможню контрабанду. Контрабанда – это конкретный небольшой предмет, спрятанный в одежде одного из "туристов". Какой это предмет, кто из "туристов" спрячет его на себе, ре­шат они сами за дверью. Когда они возвратятся и ся­дут перед всей группой на стулья, остальные участ­ники игры должны будут угадать того "туриста", кто везет контрабанду. Для облегчения угадывания мож­но задавать "туристам" любые вопросы, обвинять их, совестить, стыдить, разоблачать, упрашивать дать честные показания и т. д. "Туристы" вольны отвечать на атаки спрашивающих так, как им заблагорассудится.

2. Собственно игра. "Туристы", договаривающиеся за дверью, получают от ведущего некоторую помощь и подсказки. Так, ведущий предлагает "туристам" взять на себя роли, отвлекающие внимание группы. Один из "туристов", например, может стремиться выглядеть взволнованным, говорливым, возбужден­ным, оправдывающимся. Другой – защищать и оправ­дывать кого-то из "соучастников", когда подозрение падает на этого "соучастника", и т. д. Задача настоя­щего обладателя контрабанды – ничем не привле­кать к себе внимание, быть персоной неинтересной ни с какой стороны. Общая задача каждого "турис­та" – убедить группу в том, что подозрения по от­ношению к нему – беспочвенны.

Вторая догадка касается содержания вопросов, за­даваемых в игре "туристам". Легко обнаружить, если обратить на это внимание, например, при просмотре видеозаписи игрового процесса, что большее разоб­лачающее воздействие оказывают не обвинения типа "я знаю, что ты скрываешь", "я знаю, что ты дума­ешь", "я знаю, что ты знаешь". Защиты подозревае­мого против окружающих начинают заметно раска­чиваться от простых и на первый взгляд "невинных" реплик, просто обращающих внимание на легко за­метные телесные проявления подозреваемого чело­века. Например, можно сообщить ему, что когда он настаивает на отсутствии у него контрабанды, он все время теребит свои пальцы, или ерзает на стуле, либо он принимает напряженную позу, неестественно си­дит, его глаза бегают по лицам сидящих и проч. Если реплики подобного типа даются без излишнего обви­няющего напора, то в ответ подозреваемый начинает испытывать некоторую неловкость и, как правило, меняет позу. Некоторые не выдерживают и, если об­ладают "контрабандой", пробалтываются.

Третье соображение касается приемов убеждаю­щего поведения в обстановке подозрительности, по­добной той, что создается в данной игре. Наиболее убедительными кажутся те люди, которые твердят свое с упорством и однообразием "испорченной плас­тинки". Если повторение одного и того же утверж­дения не сопровождается постепенным нарастанием эмоций, звучащих в интонациях, то такой человек воспринимается как говорящий правду.

4. Нередко бывает полезным повторить игру. Во втором туре участники обмениваются ролями и пы­таются использовать на практике те выводы, к кото­рым они пришли после первого тура.

Игра "Козлятушки-ребятушки"

Данная игра построена по той же схеме, что и две предыдущие. Однако здесь используется несколько иной игровой сюжет. В играх, описанных выше, сюжет основывается на современных криминаль­ных темах, ассоциациях с теле- и киноширпотребом. Это, в некотором роде, способствовало созданию обста­новки несерьезности происходящего. Мафия и контра­банда, если воспринимать их так, как они выглядят в средствах массового информационного убеждающего воздействия, оказываются даже привлекательными.

Нехитрый эксперимент в одной из московских школ (Марасанов, 1990) показал реальное отношение к совре­менным понятиям, отражающим антисоциальную на­правленность личности. В двух школьных классах ис­следователи одновременно провели анонимный опрос старшеклассников на тему о криминальных и близких к криминальным видах деятельности. В одном классе предлагалось ответить, являются ли привлекательными деятельность рэкетира, контрабандиста, бизнесмена, путаны. В параллельном классе те же вопросы были заданы другими, менее современными, несущими явно оценочную нагрузку словами: "Являются ли привле­кательными деятельность бандита-уголовника, мошен­ника-спекулянта, проститутки?" Обнаружилось, что бизнесменами, рэкетирами и путанами хотят быть зна­чительно больше юношей и девушек, чем бандитами-уголовниками, спекулянтами-мошенниками и прости­тутками...

Основываясь на сказочном сюжете, интрига в пред­лагаемой игре, как мне кажется, оживляет детские эмоциональные отношения участников к "плохому" и "хорошему" как к недвусмысленным и безусловным понятиям. Именно здесь, на мой взгляд, кроется при­чина удивительной эмоциональной включенности уча­стников, которую нам приходилось наблюдать не толь­ко в юношеских группах, но и в группах взрослых людей, занимающих руководящие посты.

Вводная часть. Ведущий напоминает участникам группы старую сказку про волка и семерых козлят. Представьте себе, говорит ведущий, что мама-коза ушла. Козлята сидят дома. Кто-то стучится в дверь и утверждает, что он не волк, а мама-коза, папа-ко­зел, дедушка, тетя или иной родственник несчаст­ных козлят. Задача козлят, которые в нашем случае оказываются в роли своеобразных судей, проявить проницательность, и, в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом, понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого он себя вы­дает, или это "волк в овечьей шкуре". Иначе говоря, из нескольких претендентов козлята должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль мамы-козы, папы, брата, дяди-козла и прочих некровожадных родственников.

Распределение ролей. Группа разделяется на две части. Одни играют роль козлят-экспертов, другие – претендентов, пробующих убедить экспертов в своей благонадежности. При этом часть претендентов име­ют скрытые задания не забывать о том, что они вол­ки, тигры, лисы и прочие опасные для козлят персо­нажи. Однако эти задания претендентам надо от "коз­лят" скрывать. Задача у любого претендента одна – убедить "козлятушек" довериться им и пустить в дом. Претенденты могут сами выбирать себе скрытые роли. Обязательным является, чтобы каждый претендент сообщил остальным своим коллегам об избранном им образе. Такое публичное заявление делает скрытую роль более влияющей на ее исполнителя.

Исполнители ролей "козлятушек" также совеща­ются между собой, стремясь выработать способ при­нятия решений в предстоящей игре. Во время этого обсуждения у "козлятушек" нередко появляются раз­личные планы "выведения на чистую воду" конкрет­ных претендентов.

Собственно игра. "Козлятушки" располагаются по­лукругом, в центр которого выходят претенденты. Претенденту, для того чтобы убедить козлят в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. Можно установить одно общее для всех пре­тендентов время, например, 1–2 минуты. Можно пе­ред началом очередной попытки спрашивать претен­дента о том, сколько времени ему потребуется для убеждающего воздействия на "козлятушек".

Претендент может говорить и делать все, что угод­но. Козлята также могут разговаривать с ним и меж­ду собой на любые темы. Придерживаться сказочно­го сюжета и ссылаться лишь на "принесенное моло­ко" совсем не обязательно. Можно использовать любые житейские коллизии, актуальные для участ­ников данной конкретной группы. По истечении за­данного времени "козлятушки" решают, пускать пре­тендента в дом или нет. В любом случае, претендент не раскрывает свою скрытую роль до окончания все­го игрового тура, т. е. до того момента, пока послед­ний из претендентов не завершит свою попытку.

Игру можно проводить, используя реальную дверь, за которую уходят все претенденты, а можно играть и с воображаемой дверью. В большинстве случаев для взрослой аудитории игра с воображаемой дверью ока­зывается более эмоционально насыщенной. Для под­ростков – наоборот. С детьми проводить эту игру, наверное, не следует, поскольку обида от несправед­ливого недоверия оказывается непосильной для реф­лексивных возможностей ребенка.

Второй тур игры проводится после обсуждения и обмена ролями.

Обсуждение итогов игры. Ведущий предлагает пер­выми высказываться претендентам. Претенденты рас­крывают свои роли. Своими впечатлениями и пере­живаниями ситуации делятся сначала те из них, кто получил отказ. Как правило, среди вызвавших недо­верие оказываются и "волки", и "козы". Важно по­пробовать определить, что в их поведении было об­щего. Затем обсуждаются действия тех претендентов, кто добился успеха. "Козлятушки" обязательно дол­жны поведать, что влияло на их решение в большей и в меньшей степени.

Многократное проведение этой игры позволило мне обнаружить нечто общее в возникающих конкретных игровых сюжетах. Так, женские команды "козляту-шек" чаще отказывают первым и последним претен­дентам. "Козлятушки"-мужчины – наоборот. Претен­денты чаще всего добиваются успеха, если они в ка­честве объекта убеждающего воздействия выбирают не всю в целом группу "козлятушек", а обращаются к каждому из них конкретно, особое внимание уде­ляя тем "козляткам", кто настроен к претенденту положительно. Как выяснилось, скрупулезное следо­вание сказочному сюжету не способствует успеху убеждающего воздействия. Кроме того, полезно об­ратить внимание участников, игравших роли "вол­ков-разбойников" и "коз-родителей", на то, какие позиции они занимали в ситуации получаемого ими отказа со стороны "козлят". Некоторые, быть может, начинали заискивать, становясь в позицию "снизу". Другие, наоборот, сбивались на раздражение, воз­мущение, даже гнев. Они властно требовали открыть им дверь, занимая родительскую позицию "сверху". Легко заметить, что чаще добивались успеха те, кто сумел, общаясь с "козлятушками", оставаться в по­зиции "на равных".


Похожая информация.


Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Упражнение «Индеец Джо»

Цели:

Развитие навыков аргументации;

Стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения, совершен­ствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.

Ведущий диктует участникам математическую задачу, в которой есть некоторые логические сложности. «Индеец Джо купил лошадь за $6, на следующий день продал ее за $7. Занял один доллар у соседа и купил лошадь за $8, после чего продал ее за $9. Вопрос: каков доход индейца Джо?»

Каждый участник самостоятельно пытается решить задачу. По истечении 3 минут ведущий предлагает участ­никам вслух сообщить свой ответ и степень уверенности в ответе, выраженную в процентах. Например: «Мой от­вет - один доллар, и я уверен в этом на сто процентов»; «Мой ответ - три доллара, но я уверен в этом только на пятьдесят процентов».

Ведущий предлагает кому-либо из участников, уверен­ных в своем ответе, попробовать доказать свое решение методом положительных ответов Сократа. Ход решения проблемы или задачи прослеживается минимальными шагами, которые формулируются как вопрос. Например, «Согласны ли вы с тем, что по условию задачи у индейца Джо начальный капитал составлял шесть долларов?» За­дача доказывающего не просто изложить ход своих рас­суждений, а на каждом шаге достичь понимания и согла­сия партнеров. Соглашаясь с каждым шагом доказатель­ства, оппоненты постепенно приходят вместе с доказывающим к тем же выводам.

Каждый новый шаг он должен начинать словами: «Со­гласны ли вы с тем, что...» Если кто-то из членов группы окажется не согласен, доказывающий должен изменить величину своего логического шага, вернувшись несколь­ко назад, но не спорить и не критиковать несогласного.

Согласны ли вы с тем, что индеец Джо вложил шесть долларов, а в конечном итоге получил девять долларов?

Нет, не согласен. Один доллар ему пришлось отдать, потому что он его занимал. И вообще я не понимаю...

Простите, что я не совсем удачно сформулировал воп­рос. Согласны ли вы рассмотреть каждую отдельную опе­рацию индейца Джо?

Согласен.

Согласны ли вы с тем, что в первой операции он истратил шесть долларов?

Согласен.

Согласны ли вы...? (и т. п.)

В процессе доказательства у некоторых участников могут изменяться ответы. Эти изменения фиксируются ведущим. Как правило, сразу ни одному из участников не удается доказать свою точку зрения всем членам группы. Часто остаются несогласные с чужим ответом, даже если в процессе доказательства у них не было возражений.

Это упражнение очень хорошо демонстрирует все плю­сы и минусы данного метода аргументации: те участники, у кого не было своего решения, испытывают облегчение, получив его, те же, у кого было подготовлено собственное решение, остаются неудовлетворенными, так как они так и не поняли, в чем ошибка их решения.


Упражнение «Двойная аргументация»

Цели:

Отработка метода двусторонней аргументации;

Освоение активного стиля общения и развитие в груп­пе отношений партнерства.

Метод двусторонней аргументации предполагает ука­зание как преимуществ, так и слабых сторон предлагае­мого вами решения. Этот метод рассчитан на интеллекту­ального собеседника.

Ведущий предлагает всем участникам по очереди ме­тодом двусторонней аргументации обосновать правиль­ность или неправильность выдвигаемого ими положения.

Например, убедите, пожалуйста, своего партнера в том, что студенты сами могут выбирать себе предметы, которые они собираются изучать, не считаясь с учебным планом, а преподаватели могут сами выбирать себе сту­дентов, не считаясь с их пожеланиями.

Вариант для самостоятельной работы

Попробуйте поработать методом расчленения с соб­ственными аргументами в пользу того или иного реше­ния. Например, убедите себя, что профессиональная де­формация психолога - это его личностный рост.

Кроме названных и отработанных методов ведущий дает описание и других методов аргументации, которые в групповых занятиях не отрабатываются, но могут дать материал для самостоятельной работы.

Упражнение «Попробуй, убеди!»

Цель:

Отработка всех полученных навыков аргументации в

Участники садятся друг против друга в два круга - внутренний и внешний. Ведущий предлагает различные ситуации, в которых сидящие во внутреннем кругу долж­ны убеждать тех, кто сидит в наружном. Ситуаций задает­ся, как правило, три.

Например, необходимо убедить коллегу отказаться от участия в тренинге, которого он давно ждет; убедить дирек­тора школы в необходимости создания комнаты психологи­ческой разгрузки для учителей; убедить коллегу по курсу от­казаться от валютной стипендии в пользу товарища по кур­су. Чем труднее предлагаемые задания, тем жестче тренинг.

Убеждаемые должны фиксировать, какие методы аргу­ментации были использованы и насколько удачно.

Во время обсуждения результатов участники отмеча­ют сильные и слабые стороны каждого из методов, благоприятные и неблагоприятные обстоятельства их исполь­зования, а также вспоминают, какими другими механиз­мами воздействия они пользовались для более эффектив­ного убеждения партнера в своей правоте.