Первые шаги на сноуборде. Как кататься на сноуборде: правильная техника, видео

Ну вот вы и , без проблем преодолеваете , научились пользоваться сбросом, но вам этого мало и вы хотите скорее начать познавать более сложные техники катания. Карвинговое катание, вот следующая ступень на пути постижения искусства езды на сноуборде. Здесь мы рассмотрим вопросы касающиеся владения телом, техники движения и
прохождению трудных участков.

Что же такое карвинговый стиль?

Основной задачей карвинга является достижение максимальных предельных скоростей, на которых остается абсолютный контроль над доской. Для данного стиля катания изготавливают специальные карвинговые доски. Рьяные приверженцы этой техники используют их с ботинками повышенной жесткости, существенно разворачивают крепления по ходу доски, катаются в основном на жестких выглаженных склонах. Параллельный слалом и слалом-гигант соревнования где собираются эти ребята.

Едва ли вы найдете двух людей, у которых техника движений в карвинге была бы абсолютно одинаковой. Поскольку строение тела людей, их мышечный каркас, особенности вестибулярного аппарата значительно различаются. Поэтому нет ничего удивительного в том что опытные сноубордисты по разному будут описывать детали применяемой ими техники для карвинга. Алгоритм движения, при этом, ими используется тот же самый, пусть и описывают они свой стиль по-разному.

Основной навык, необходимый для достижения эффективного движения на сноуборде — это грамотная работа собственным весом. Правильная загрузка доски позволяет достичь наиболее точного прохождения траектории на повороте. Загрузкой доски в сноуборде называется усилие прикладываемое к сноуборду, и передаваемое им на задействованный кант. Величины, влияющие на загрузку доски — это ваш вес, скорость и траектория дуги разворота. Насколько круче дуга при повороте, настолько выше центробежная сила которая выносит вас наружу из траектории. Чтобы противостоять ей необходимо стараться наклоняться внутрь дуги. Секрет карвинга заключается в нахождении баланса скорости, положения корпуса и радиуса поворота.

Главная особенность карвингового катания

Особенность заключается не в определенном алгоритме натренированных движений. Этот стиль, в первую очередь, нацелен на использование и контроль скорости. С помощью карвинга вы поймете как вам двигаться на сноуборде естественно, что станет для вас началом познания вашего уникального стиля. Сейчас необходимо усвоить основные особенности силового катания.

Выберите склон где вам будет комфортно оттачивать новые навыки. Крутые склоны, позволяющие развить высокую скорость, вам сейчас не нужны, поэтому пологий, широкий склон станет оптимальным вариантом. Настало время поговорить о разгрузке. Правильная разгрузка очень важна для достижения эффективного способа перекантовки. Изученные приемы начинающего помогут вам постигать искусство техники силового катания.

Три способа оторвать сноуборд от поверхности

Первый способ — это плоское ведение доски. Усилие находившееся на канте перераспределяется по поверхности доски. Важно при этом контролировать стойку, и ни в коем случае не сбрасывать скорость. Это первый способ, он является самым простым. Конечно для энергичных поворотов этого недостаточно.

Другой способ разгрузить сноуборд внешне очень похож на приседание. При выполнении же простого поворота фактически и является приседанием. Суть приема заключается в снижении передаваемого на сноуборд собственного веса и за счет этого снижения центробежной силы. Этого можно добиться резко подтянув доску к себе, тем самым вы ее разгрузите.

Третий способ связан с заметным увеличением крутизны склона. Поскольку ваш центр тяжести будет продолжать движение по прежней траектории, сноуборд можно разгрузить и с помощью незначительной ямы.

Теперь при прохождении разворота происходит следующая ситуация

В обычном катании для выполнения разворота было необходимо дождаться пока доска будет располагаться по линии склона и разворот произойдет сам собой. Сейчас вы начинаете переносить свой центр тяжести на другую сторону как только сноуборд начинает разворачиваться к линии склона. Таким образом сноуборд еще не пересек линию склона, а вы продолжаете поворот уже на противоположном к горе канте. Если бы выполняли простой поворот эта техника привела бы вас к потере равновесия,
но в силовой технике вы с помощью набранной скорости, за счет центробежной силы, удерживаетесь от падения, задавливаемый противоположный кант режет дугу не дожидаясь пока доска развернется носом на линию склона и пересекает ее, постепенно переходя в траверс.

На первых порах, вероятно, вам не удастся избежать сброса доски в повороте. Ноги должны быть постоянно задействованы . При входе в поворот сгибаться, а при выходе выпрямляться. При движении на переднем канте ноги должны сильно выпрямляться, но никогда полностью, на заднем канте — совсем немного. Также старайтесь удерживать правильную продольную развесовку, добиться этого можно, например оставаясь на передней ноге подогнув заднее колено под переднее. В начале тренировок не спешите с перекантовкой. Начинайте поворот пораньше, чем это происходило в простом повороте. По ходу тренировок, с ростом скорости, это движение вы будете статься делать все раньше и раньше. Старайтесь закончив один поворот сразу же переходить к другому, не допуская долгих треверсов, которые не дают тебе в полной мере использовать скорость, сбивая вас с темпа повторяющихся колебательных движений. На первых порах не старайтесь сразу же добиться минимального радиуса дуги. Сейчас важно понять принципы, освоив которые без труда перейдете от большого радиуса дуги к минимальному.

Прохождение неровностей

Самое важное в прохождении неровностей в сноуборде — это работа ног. Всегда удерживайте в поле зрения свои колени. Ноги при прохождении неровностей выступают в роли амортизаторов. Они разгибаются при прохождении ям, и выпрямляются при прохождении кочек. Старайтесь держать ваше тело на одинаковом уровне в течении всего спуска. Важно при этом оставаться как можно ближе к линии склона, для этого необходимо чтобы тело находилось перпендикулярно линии спуска. Избегайте заносов, которые могут сбить вас с траектории, и нарушат ритм вашего спуска.

Основные ошибки

  1. Слишком частые заносы сноуборда. Чтобы избежать этой ошибки необходимо научиться не позволять доске поворачиваться поперек движения, следить за равной развесовкой по ногам.
  2. Слишком глубокое приседание при езде. Обусловлена либо страхом упасть внутрь поворота, либо слишком высокой скоростью. Вернитесь на более пологий склон чтобы на небольших скоростях научиться скорость контролировать.
  3. Неправильное расположение тела по направлению езды, из-за желания все видеть. Помимо этого бывает еще и наклон тела, что приведет к перегрузу доски.
  4. Слишком большая скорость на очень крутом склоне. Старайтесь проходить такие склоны почти поперек. Самое сложное в перекантовке в этом случае — завершающая перегруженная часть дуги. Правильность прохождения поворотов здесь лучше всего проверять по своим следам.

На этом по теории карвинга заканчивается. Хочется напомнить что данная техника рассчитана на людей уже владеющих азами сноуборда. Это настоящая техника сноуборда, с ней вы будете оттачивать свой индивидуальный стиль всегда.

Сноубординг – это красивый, увлекательный и молодежный спорт. Но, как и всякий вид спорта, он требует некоторой подготовки. Скольжение на доске по склону – не совсем обычное состояние для человеческого тела. Во время катания напрягаются все мышцы вашего тела. Встав на доску в первый раз, вы, скорее всего, даже не поймете, как на этом вообще можно ехать.

Чтобы облегчить себе задачу и сделать первый шаг, выполните простое упражнение.

Первый шаг — встать на доску у себя дома.

Итак, если у вас есть свой сноуборд с креплениями и ботинками, то надевайте их и вставайте на доску на полу в своем доме. Это очень важный момент – почувствуйте, как сидят на вас ботинки, не жмут ли или, наоборот, не велики ли. Обратите внимание, что ботинки должны быть зашнурованы плотно, чтобы нога не болталась в голенище. Но не переусердствуйте – если вы затянете шнуровку слишком сильно, ноги очень быстро устанут и начнут болеть.

Постарайтесь понять, в каком положении находится ваше тело. Если вам удобно, поделайте небольшие раскачивания вперед-назад, попробуйте слегка присесть.

Читателям сайт стоит учесть еще один важный момент – определение ведущей ноги. Обычно сноубордисты всегда «рулят» только одной ногой, вторая – помогает. Понять, как будет удобнее вам, очень просто: попросите кого-нибудь легонько толкнуть вас в грудь. Вы сделаете шаг назад, и та нога, на которую вы обопретесь, скорее всего, и есть ведущая. Зачем это делать? Дома куда проще отрегулировать крепления именно под вас.

Шаг второй — скользим на заднем канте.

С этого начинают учиться кататься абсолютно все сноубордисты. Просто пристегнитесь к доске на ровном участке и попробуйте встать – вполне возможно, что в первый раз это будет непросто. Поймайте равновесие, почувствуйте вес доски, покрутитесь, подпрыгните на месте. Пораскачивайтесь на снегу вперед-назад так же, как вы это делали дома.

Теперь вам нужно найти участок горы с небольшим уклоном. Пристегнитесь и встаньте, вес тела перенесите на пятки, а доску немного вдавите задним кантом в склон. Очень важно на этом этапе прочувствовать баланс. Как только вы почувствуете себя уверенно, можете начать скользить вниз по склону. Для этого нужно легонько надавить носками на передний кант. Делайте все плавно и медленно, колени слегка согните, а руки выставьте вперед. Чтобы доска равномерно скользила вперед на заднем канте, держите кант ровно – не откидывайтесь сильно назад и не наклоняйтесь вперед. Важно найти золотую середину. Если вы чувствуете, что скорость возрастает, нагрузите задний кант сильнее – таким образом вы сбросите скорость или остановитесь.

Ваша задача на этом этапе – плавно ехать вниз по склону только на заднем канте, уверенно регулировать скорость и тормозить. Когда вы поймете, что это уже дается вам легко, самое время переходить к третьему шагу.

Шаг третий — передний кант.

Теперь вам нужно делать все то же самое, что и при скольжении на заднем канте, с той лишь разницей, что ехать придется спиной вперед. Пристегнитесь, встаньте, начните движение на заднем канте, а потом в прыжке разверните себя на 180 градусов, чтобы повернуться к спуску спиной. Дальше все идет по отработанной схеме: согните ноги в коленях, руки вытяните вперед, поймайте равновесие. Вес нужно переносить на носки, податься вперед всем телом, чтобы передний кант врезался в склон. Теперь немного отпустите передний кант, чтобы доска заскользила вниз. Делайте все плавно, без резких движений. Чтобы сбросить скорость, надавите на передний кант сильнее. Иногда оглядывайтесь через плечо, чтобы видеть, куда вы едете и регулировать направление движения.

ТОРМОЖЕНИЕ НА СНОУБОРДЕ

Научиться резко тормозить на большой скорости – очень важно. Это умение может уберечь от травм не только вас, но и ваших соседей по склону. Поэтому уделите отработке навыка некоторое время. Для начала начните скольжение на заднем канте, постепенно перенося вес на ведущую ногу. Доска окажется параллельна склону, а скорость возрастет. Теперь вам нужно присесть, резко перенести вес на пятки, а плечи развернуть поперек склона. Так вы опять начнете скользить на заднем канте, что для вас уже привычно. С передним кантом – аналогично. Начните движение, разверните себя вдоль склона, а потом резко перенесите вес на носки и наклонитесь вперед. Так вы вернетесь к обычному скольжению на переднем канте.


ПОВОРОТЫ НА СНОУБОРДЕ

Все, что вы делали до этого – важные и необходимые шаги, без которых не обойтись. Но настоящее удовольствие приходит, когда вы начинаете кататься. А для этого нужно научиться поворачивать. Все просто: начните движение вниз по склону на заднем канте, наберите среднюю скорость, и немного наклонитесь в сторону поворота: направьте туда корпус, поведите плечами, загрузите переднюю ногу. Перенесёте вес влево – повернёте налево. Так вы окажетесь почти поперек склона, но следите за тем, чтобы не повернуться к склону боком – к этому вы еще не готовы. Тормозите задним кантом. После того, как остановитесь, переносите вес в правую сторону, и вы начнете скользить вправо. Хочу предупредить читателей сайт: старайтесь не разгоняться и не переносите вес на носки – передний кант уткнется в снег, и вы упадете. Скользите только на заднем канте. Ваша траектория будет напоминать траекторию падающего с дерева листа.

Когда освоитесь, плавно, по широкой дуге переносите вес на передний кант – таким образом вы постепенно развернетесь на 180 градусов и окажетесь к слону спиной. Продолжайте движение и перенесите вес снова на задний кант. Все делайте медленно и аккуратно – так будет легче научиться кататься, скорость придет позже. Эта техника называется «Плоские повороты». А вот дальше начнется самое интересное. Когда вы освоите плоские повороты, вам нужно научиться делать повороты резаные. Главное в этой технике – баланс.

Итак, начните движение вниз по склону, развернитесь к склону боком (но не параллельно, а под небольшим углом) ведущей ногой и перенесите вес на передний кант, слегка утопив его в склоне. Держите доску именно под таким углом, не меняйте его без крайней необходимости. Чтобы притормозить, перенесите вес на задний кант и наклоните корпус в противоположную от склона сторону. Это надо делать быстро – доска не должна ехать «плашмя», вы всегда должны стоять на одном из кантов. Помните: колени согнуты всегда, кататься с выпрямленными ногами не получится. Чувствуйте баланс, управляйте своим центром тяжести. Ваша задача – понять, когда и как сильно наклониться вперед, а когда назад. Парадокс: чем выше скорость, тем проще скользить таким образом. При медленной скорости управлять сноубордом практически невозможно. Этот способ требует долгих тренировок, но именно так катаются все опытные сноубордисты.

Помните, сноуборд – это просто . Немного терпения и усилий – и вот вы уже несетесь вниз по заснеженному склону, наслаждаясь скоростью, морозным воздухом и силой собственного тела.

Москва, 8 февраля. Кажется, ни один вид спорта не вызывал у российской молодежи такого массового энтузиазма, как сноубординг – кататься на доске не просто весело и экстремально, но еще и круто. Склоны в Москве и вокруг нее каждые выходные забиты людьми совершенно разных возрастов и родов деятельности. Те, кто моложе, как правило, учатся самостоятельно, более взрослые предпочитают для начала взять несколько занятий с инструктором.

О том, как лучше вставать на доску, мы поговорили с главным тренером молодежной сборной России по сноуборду, основателем школы Proboard.ru Евгением Пронашко и инструктором спортивной горнолыжной школы «Нагорная» Леонидом Разумовским.

УЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ИЛИ С ИНСТРУКТОРОМ?

Евгений Пронашко: Ни в коем случае не стоит самостоятельно пробовать кататься на доске, потому что это чревато травмами в первые же дни и даже часы. Поэтому начинать надо либо с инструктором, либо идти в школу. Если это ребенок, то лучше сразу в школу идти. Если взрослый человек - взять инструктора, чтобы избежать множество разных неприятностей и в разы сократить время обучения сноуборду. Этому реально надо учить с детства – отдавать в школы, чтобы закладывали основы, правила поведения на склоне, правильного, техничного и безопасного для всех катания.

На сноуборд я встал в 33 года и учился самостоятельно, но с трех лет катаюсь на горных лыжах. Все горнолыжники очень быстро переходят на сноуборд – это дело нескольких занятий. Я работал в Ново-Переделкино инструктором по лыжам, встал на сноуборд и все пошло очень быстро и весело. Буквально через месяц я уже был старшим тренером по сноуборду в отделении школы на Воробьевых горах, еще через год - тренером сборной команды России, кем и работаю уже восемь лет.

Леонид Разумовский: Можно учиться самому, но пройдет два-три года, пока ты не начнешь спокойно ездить с профессиональной, хорошей стойкой. Опыт можно перенимать потихонечку у друзей. Получишь пару травм, конечно, пятую точку отобьешь – это сто процентов. Но рано или поздно научишься, прогресс неизбежен. С инструктором этот процесс займет две недели – от нуля до уровня, когда ты разбираешься в сноубордах, понимаешь как тормозить и разгоняться, спокойно съезжаешь с любого склона. Может, даже прыгаешь. Если заниматься три-четыре раза в неделю, за полмесяца это все легко освоить. Инструктор сразу поставит правильную стойку, научит подниматься на бугельном подъемнике. В основном для начинающих подъемники – это камень преткновения. В Сорочанах, например, есть «сидячка», но на большинстве учебных склонов, даже в Европе, подъемники бугельные. Инструктор может донести до человека, как подниматься, буквально за две минуты, тем самым человек уменьшает затраты времени на освоение этого подъемника и оставляет больше на обучение. Кроме того, в любом специализированном парке есть разные учебные склоны – для сноубордистов, горнолыжников, которые слалом гоняют, есть детские. Они совершенно разные по пологости, поэтому при обучении можно переходить от пологой к более крутой, постепенно улучшая свой уровень, и при этом никто не будет мешать.

В группах у меня больше девчонок. Что касается возраста, приводят детей от 2,5 лет. У нас есть такая «микро-группа», которая больше похожа на развлечение для родителей – они привозят своих детей и бегают с ними, а дети пристегнуты к сноубордам. На самом деле для того, чтобы малыш встал на сноуборд, его нужно в три года поставить на горные лыжи и сразу подсунуть скейтик, чтобы он хотя бы по квартире катался – он уже привыкнет «кантоваться». Тогда к пяти-шести годам ребенок будет понимать, как управлять сноубордом. Если говорить про большинство, малыши приходят с восьми-девяти лет, а взрослые – от 23 до 35 лет.

В свое время я сразу пошел учиться. Это было в 2001 году, у меня отняли права на мотоцикл, и друзья посоветовали сноуборд. Первый раз я, конечно же, попробовал сам – занял сноуборд, понял, что это больно и страшно, поднялся даже на подъемнике один раз. Я помню, что все силы, которые у меня были, на этом этапе кончились. После этого я взял четыре занятия для начинающих и дальше продолжал учиться там же. Я подсчитал, что по деньгам получается примерно одинаково – что оплатить подъемник 15-20 раз, что занятие с инструктором.

ЧТО ДЕЛАТЬ НАДО И ЧЕГО НЕ НАДО

Л.Р. Основная ошибка, причем она встречается даже у некоторых инструкторов, – неправильная стойка. В двух словах – на сноуборде ездят боком, как на любой другой доске. Не надо разворачивать корпус в сторону движения – мы не на лыжах. Задняя рука должна быть за хвостом доски, передняя – над носом, и за этим надо следить. Взрослым больше всего мешает страх упасть, особенно девушкам. Но это быстро решается: отправляешься в магазин, объясняешь, какую защиту купить. Это настоятельная рекомендация. Я лично без нее вообще не катаюсь. Должны быть «напопник», наколенники и налокотники. Каска, по-хорошему, тоже нужна – ты думаешь, если ты упадешь, тебе в голову лыжник не приедет? Сейчас двое из пяти ребят катаются в шлемах, потому что это дает возможность больше экспериментировать. Ты можешь чуть-чуть больше рискнуть, чем без шлема, особенно если ты занимаешь джиббингом и точно знаешь, что рано или поздно приедешь затылком в перила.

В «Кант» «скорая» приезжает каждый день, в основном к горнолыжникам или фристайлерам. В основном вывихи и переломы рук и ног. Смертельные случае тоже бывают, но очень редко. Если что-то подобное происходит, «Кант» закрывают на один день, устраивается расследование. Несколько лет назад девушка погибла, когда ее кто-то запустил на лыжах с горы, она донизу доехала и врезалась в дерево. Разрыв селезенки, по дороге в больницу скончалась. Специфика лыж в том, что, если ты от страха назад падаешь, ты только ускоряешься. На сноуборде, кстати, нет таких травм, потому что если ты падаешь назад, то падаешь на попу, и доска останавливается. Лыжи более травматичный спорт, особенно по части коленей, крученого перелома ноги. Сноубордисты ломают руки, потому что ноги сложно сломать в жестком треугольнике.

Е.П. Начинать надо с очень пологих склонов, практически ровных, чтобы доска еле-еле катилась. Надо попробовать встать на нее ровно и поскользить по прямой до полной остановки. То есть попробовать основную стоечку поотрабатывать. Заднюю ногу не обязательно пристегивать, ею можно отталкиваться. Центр тяжести должен быть над доской. Далее надо начинать соскальзывание на заднем канте уже с более крутой горки, потом на переднем, а потом это все совмещать. Все очень просто, на самом деле. Единственная сложность - это когда вы начинаете на нее вставать, потому что непривычное положение тела, фиксация ног, и в первое время как раз идут все травмы в основном. Страдают запястные суставы и копчик.

Я рекомендую обязательно надевать защиту – шорты, спину и шлем. Бывают такие неприятные падения, когда доска втыкается передним или задним кантом в снег, и народ падает плашмя, это очень неприятно. Сноуборд действительно менее травмоопасен, чем горные лыжи, за счет фиксации ног. Мы избегаем всех этих винтовых вращений колен, а у горнолыжников частое явление – винтовые переломы, связки и так далее. В сноуборде ноги страдают меньше всего – это если говорить про обычное, трассовое катание, а не фристайл, где народ бьется по полной программе. У сноубордистов в основном страдают руки – пальцы, кисти, запястные суставы и плечи.

ХОРОШЕЕ СНАРЯЖЕНИЕ – ДОРОГОЕ СНАРЯЖЕНИЕ?

Е.П. Все очень просто – раскрученный бренд, как правило, обладает хорошим качеством. Чем лучше качество, тем вы комфортнее себя чувствуете на склоне. Можно взять дешевое и потеть в этом обмундировании, либо оно будет промокать.

Л.Р. Разрушу миф насчет того, что все хорошее дорого, потому что сейчас появилось очень много фирм, которые копируют лекала с дорогих брендов. Например, есть отечественный бренд, который производится в Китае. Нормальная доска у них стоит 11 тысяч – это вполне хорошая доска среднего уровня. Совершенно те же технологии, ну, может, она на 100 грамм потяжелее будет, потому что повторяет модель прошлого сезона. Есть, конечно Burton. Понятно, что дедушка Бертон придумал сноуборд, но их цены – это мощнейшие доплаты за бренд. Канты вообще все производятся на одном заводе в Китае. Да, склеена доска может быть по-разному, но те же доски Burton и доски Black Fire, может быть, делаются на одном заводе из одной и той же древесины, потому что дешевле же оптом закупить. У меня лично две доски – Nidecker и Signal. Одна доска для гор – она подлиннее. И одна попроще и поменьше - для работы. А вообще дело не в доске, а в райдере.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ДОСКУ

Л.Р. Новичкам супердорогая доска в принципе не нужна. Когда он будет покупать, у него сразу возникнет вопрос – фристайл, фрирайд, универсал? Какой длинны, какой высоты? Если он купит дорогущую доску для фристайла, а сам через три занятия поймет, что ему нравится гонять, а не прыгать, тогда придется эту доску продать в два раза дешевле и купить новую. Для того чтобы выбрать доску, надо пройти хотя бы минимальное обучение. Люди часто неправильно выбирают сноуборд, потому что думают, что слово «ростовка» значит «по росту». На самом деле, ростовка – это длина, а выбирается доска по весу. У всех сноубордов есть спецификация по весу. Большие доски, от 160 сантиметров, рассчитаны на вес от 65 килограммов. Если хочешь кататься в городе, выбираешь ростовочку покороче, она более маневренная. Если ты любишь гонять по длинным трассам и у есть возможность постоянно выезжать в горы, выбираешь доску подлинней, но опять же смотришь спецификацию по весу. Потому что если сноуборд будет больше, чем надо, он просто не будет гнуться под тобой.

Е.П. Прежде чем покупать доску, надо научиться кататься – брать у друзей или в прокат. Дальше все зависит от того, чем вы хотите заниматься: если хотите прыгать – это одна доска, если джиббинг – другая, если внетрассовое катание – третья доска, трассовое катание – четвертая. Если просто кататься в Москве и Подмосковье с выездом иногда в горы, то надо брать обычную доску для трассового катания длиной от подбородка до глаз. Короче брать нет смысла, потому что площадь сцепления со снегом уменьшается. И еще, доска не должна быть слишком мягкой, мягкие доски удобны для фристайла и джиббинга. Для трассового и внетрассового катания нужна доска пожестче. И, конечно, надо обращать внимание на то, подходит ли доска по весу.

ПРАВИЛА СКЛОНА

Е.П. Существует десять правил поведения на склоне. Нельзя сидеть на склоне, особенно в непросматриваемом месте. Нельзя пересекать склон поперек, не убедившись в том, что вы никому не мешаете, потому что это чревато столкновениями. Нужно следить за своей доской, потому что народ очень часто просто упускает доски из рук – залезает наверх, доску бросает, и она уезжает. Это может показаться смешным, но я видел несколько серьезных случаев из-за этого.

Однажды девочку увозили на вертолете в порванной селезенкой – она сидела на склоне спиной вверх, а наверху упустили доску, и доска пробила ей защиту и воткнулась в тело. Девушка осталась инвалидом – это случилось на моих глазах. Когда доска разгоняется с горы, она набирает очень серьезную скорость и становится настоящим снарядом, легко ломающим ноги. Летит доска с горы, все кричат – держите доску, ребята пытаются ногой остановить – перелом ноги. Все настолько серьезно, что бывают и смертельные случаи. Нужно следить за своим инвентарем, и дай бог, что доска просто уедет от вас в горы и вы ее никогда не найдете.

Это еще одна причина, почему сначала стоит обратиться к инструктору. Он в первую очередь научит, как пристегивать доску на склоне. Как правило, она улетает, когда ее начинают неправильно пристегивать. А делать это надо так, чтобы доска была выше вас по склону. Не садиться лицом вниз, а поставить ноги определенным образом, пристегнуть сначала одну ногу. Существует специальная техника пристегивания доски на крутом склоне. Когда вы пристегнули одну ногу, тогда можете разворачиваться, садиться на пятую точку и пристегивать вторую ногу. И еще необходимо соблюдать скоростной режим. Есть очень много людей, которые еще еле-еле на доске стоят, а уже залезают на самый верх и начинают какие-то прямолинейные спуски. Здесь уже не доска, а человек является убийцей – он так же неуправляем, только его масса уже в разу больше. Мало того, что он себя может покалечить, еще и окружающих, особенно маленьких детей.

Л.Р. Кто обычно сидит на склоне? В основном новички, просто потому что они устали, они только-только научились, спустились один раз, и у них ножки заболели. По идее надо просто отъехать в бок слона, но это опять же отечественный менталитет – в Швейцарии никто посредине склона не сидит. В Европе, куда бы ты ни повернул голову, ты везде увидишь правила поведения на склоне, а у нас их неизвестно где искать надо. Что касается правил, во-первых, у большинства склонов есть ограничение скорости, кроме специально подготовленных трасс для слалома. Прав всегда тот, кто едет ниже, потому что он не видит тех, кто сверху.

ГДЕ ХОРОШО КАТАТЬСЯ

Л.Р. На Эльбрусе, там до сих пор сохранились старые цены на еду и жилье, но при этом уже три очереди навороченного подъемника. Когда это изменится, непонятно, но пока радуемся. В прошлом году вместе с промо-акцией на авиабилеты получилось на 12 дней съездить за 25 тысяч рублей вместе с каталкой и подъемником. Карпаты – аналогичные нашим горам в Кировске, только дороже. В Кировске вполне комфортно кататься, только не надо ехать туда на Новый год, потому что в это время там почти все время ночь. Самый лучший сезон там – апрель-май, когда снега много, но уже не так холодно, появляется солнышко. Естественно, кататься можно в Красной Поляне – вне праздников. На Камчатке, на Байкале, говорят, круто катать, но я сам там не был, потому что туда лететь дороже, чем в Швейцарию или Австрию.

Е.П. Красную Поляну не посоветую в праздники, хотя склоны там и хорошие, потому что там столько народа, что отдых превращается в какую-то каторгу: везде очереди и все забито. Да и ценник не очень дешевый, в принципе он уже сравнялся с европейским, если не больше. На Эльбрусе горы превосходные, я их считаю лучшим местом для катания в Европе. Если говорить о Европе, то хорошо кататься в Австрии: летом в Капруне, а зимой – в Шладминге. И еще мне нравится Италия, Доломиты - там везде хорошо.

ВСЕ МОГУТ ОСВОИТЬ СНОУБОРД?

Л.Р. Не научится только тот человек, который не хочет. Тут нет ничего технически сложного, чтобы просто спускаться и поворачивать на заднем и переднем канте. Можно научить человека так, чтобы у него вообще мышцы были расслаблены все время. Поначалу просто будешь меньше проезжать, раньше уставать, не такие красивые повороты будут получаться. Но в любом спорте физическая подготовка решает: там, где ты не можешь дотянуть техникой, можешь дотянуть силой. Это техничный спорт, а не силовой.

Мария Аль-Сальхани

Еще 20 лет назад позволить себе такое удовольствие могли немногие. Ситуация стала меняться как благодаря строительству новых склонов и горнолыжных курортов в стране, так и доступности снаряжения, необходимого для катания.

И если с катанием на горных лыжах все теоретически понятно, то освоение сноуборда для начинающих - настоящая загадка.

Как Такой вопрос мучает тех, кто еще не умеет, но хочет научиться. Конечно, обучение лучше доверить опытному инструктору или другу, который давно и уверенно катается, но, по крайней мере, понять теорию лучше до первого опыта катания.

Одежда и экипировка

Первое, не совсем относящееся к катанию, но необходимое, - это выбор одежды и мер защиты. Одежду лучше приобрести специализированную, не промокающую и не стесняющую движения. желательно дополнить шлемом, наколенниками и защитными шортами, так как падения в процессе обучения неизбежны, лучше обезопасить себя от получения травм.

Ботинки подбираются таким образом, чтобы они жестко фиксировали ногу и при этом не давили. Болтающийся на ноге ботинок является травмоопасным. Комфортнее надевать ботинок на высокий носок.

Немного теории

Перед тем как кататься на сноуборде, а точнее,начать его осваивать, необходимо определить свою ведущую ногу, так как в зависимости от этого настраиваются крепления, и определяется, какая нога будет впереди во время катания. Один из вариантов - заскользить по полу (как на коньках) и посмотреть, какая нога сделает первый шаг.

Крепления сноуборда, которые располагаются примерно на ширине плеч, нужно затягивать достаточно туго, чтобы ботинки в них не перемещались, при этом они не должны давить. После того как сноуборд был одет впервые, можно встать на нем и немного попрыгать, чтобы определить, правильно ли застегнуты крепления. На этом подготовительные этапы закончены.

Обучение катанию

Существует несколько методик обучения, однако споров о том, как правильно кататься на сноуборде, не ведется, тут все прозрачно: ноги должны быть слегка согнуты в коленях, руки помогают осуществлять управление. К слову сказать, ботинки изготовлены таким образом, что выпрямить в них ноги - задача не из простых. Однако техника катания на сноуборде появляется намного позже умения на нем кататься, и ставится или инструктором, или приходит на интуитивном уровне.

Основные навыки

  1. Одно из базовых умений, которые необходимо освоить перед тем, как кататься на сноуборде - стоять на доске на ровной поверхности. Если это получилось, можно переместиться на небольшой склон для начинающих, где предстоит научиться держать равновесие и освоить катание на кантах. У доски их два: если встать на нее, поставив ноги на крепления, то передний будет располагаться на стороне мысов ботинок, а задний на стороне пяток.
  2. Для первого дня занятий будет изумительно, если получится научиться соскребаться по склону на заднем канте и ездить "елочкой", перемещаясь из стороны в сторону поперек него. В дальнейшем необходимо освоить торможение, которое осуществляется мысами ног. Так, если слегка разогнуть их, доска начнет двигаться вперед, согнуть - останавливаться.
  3. Освоение переднего канта. В предыдущем параграфе описывалось то, как перемещаться на заднем канте, теперь то же самое нужно сделать, встав лицом к склону и стоя на переднем канте. Сначала осваивается сползание на канте вниз, при этом управление также осуществляется мысками, затем нужно научиться кататься "елочкой" и тормозить. Многим психологически трудно начать кататься на переднем канте, и в основном первое время перемещение осуществляется в паре с обучающим, взявшись за руки. Только кажется, что это просто, на практике для приобретения данных навыков может потребоваться несколько дней, но дальше придет чувство баланса и обучение пойдет быстрее.
  4. Езда вращением, которое достигается за счет переходов с переднего на задний кант и обратно. Такое себе кружение в вальсе на сноуборде... Для осуществления поворота необходимо чуть сместить в сторону вращения, как бы рисуя поворот, одновременно чуть больше сгибая носки ног. Для обратного перехода на передний кант необходимо сделать то же самое, только с другой ногой.
  5. Упражнение, освоив которое, можно постепенно переходить к самостоятельному катанию на пологих склонах, по сути, основано на предыдущем, только доску не нужно разворачивать полностью, а необходимо научиться пекидывать вес тела с переднего на задний кант, но всегда оставаясь ведущей ногой вперед.

Когда перечисленные выше пять базовых упражнений усвоены, можно сказать, что начальное обучение катанию прошло успешно, а дальше следует только их отрабатывать и выполнять новые для совершенствования своего стиля.

Таким образом, не нужно гадать, как кататься на сноуборде - это не так сложно, как кажется, нужно только не бояться падать и проявить немного упорства.

Сноубординг относится к популярным зимним видам спорта, с каждым годом набирающим популярность. Любители активного отдыха зачастую выбирают данный вид спорта, чтобы скрасить досуг.


Что одеть и взять на склон

На склон потребуется взять непромокаемые штаны и перчатки: части одежды, которым особенно многое достается во время первых занятий на сноуборде. Скорее всего, с первого раза стать и поехать на доске не получится – придется часто опускаться за попу, а то и ехать на ней до самого склона, отдыхать, сидя на снегу и обуваться.

Что касается куртки – она должна быть теплой. Подойдет короткий пуховик, только следите, чтобы под него был поддет длинный свитер, защищающий спину от сквозняков. Если выбрать неудачную одежду, ткань впитает влагу и ученик быстро замерзнет. Никакого удовольствия и пользы от такого катания не выйдет.

Как выбирать сноуборд

Новичкам в этом деле следует для начала разбираться в двух параметрах: ростовка и тип прогиба. В пункте проката спросят, как правило, рост, вес и размер ноги. Начинающим обучение лучше брать в аренду доску с нулевым прогибом – плоскую и прямую (называется «Флэт»). Для катания на подготовленных, раскатанных трассах и льду также можно выбрать доску с классическим прогибом вовнутрь («кембер»). Доски с выпуклым или с гибритным прогибом подходят для продвинутых сноубордистов и для первых занятий категорически не подойдут.

Если выбор доски приходится делать самостоятельно, есть хороший способ не ошибиться – нужно поставить сноуборд рядом с собой и выбирать ту, верхний край которой не выше носа и не ниже подбородка.

Что касается ботинок – они должны быть точно впору. В ботинках должно быть так же удобно, как в повседневной обуви.

Важно: перед тем, как приобретать сноуборд, экипировку и защиту, если вы сомневаетесь, что это ваш спорт, лучше всего воспользоваться услугами проката. Если времени на катание со склона на попе в попытках научиться кататься, у вас нет, можно также нанять инструктора, который все покажет и расскажет. Но это кто как любит. Удобно идти на склон вместе с уже умеющим кататься товарищем.

Выйдя из теплого помещения, не нужно сразу бросать сноуборд на снег, иначе он налипнет на поверхность доски и будет мешать скользить. Дайте снаряжению остыть.

Обуваться можно стоя и сидя на снегу. Это должно происходить на ровной поверхности без уклона. Обуваясь стоя, следует наступить на доску одной ногой посередине. Можно обуваться на корточках, коленом прижав доску и обувая вторую ногу. Обувшись, требуется плотно прижать ногу к заднему креплению и закрепить фиксирующие ремни – в первую очередь тот, что ближе к пятке, затем второй, закрепляющий нос ботинка.

Умение падать

Падение рейдера на склоне – естественное явление, поэтому важно научиться правильно падать. Находясь на склоне, избегайте падения вперёд вниз, также не нужно пытаться тормозить руками - это может привести к травме. Когда ясно, что падения не избежать, сгибайте колени, приседая.

Если падать приходиться на спину, нужно ударить снег руками, чтобы погасить силу удара. При падении вперёд держите руки у груди и отверните голову в сторону.

Общее правило: при падениях следует быть максимально расслабленным – так можно минимизировать возможность травмы.

Как научиться кататься на сноуборде

Перед каждым занятием важно делать разминку, которая разогреет и чуть растянет мышцы тела.

Одевшись в сноуборд, там же, на месте, попытайтесь его почувствовать, стоя в полный рост. Прыгайте, качайте доску из стороны в сторону, стойте на каждом краю доски поочередно. Побаловавшись минут 5-10, переходите к упражнениям.

Сноубордисты управляют доской своим телом, а точнее – правильным распределением веса тела относительно доски. Ноги при этом выполняют роль руля и напрягаются мало. Основная ошибка новичков – в целях сохранения равновесия сильно выдавать таз назад – это неизбежно приведет к падению. Перед упражнениями попробуйте на ровной поверхности почувствовать сноуборд и то, как правильно следует им управлять. На первых порах не стыдно и подержаться за руку товарища.

Хорошие советы дает инструктор из данного видео. Во время первых занятий требуется научиться скользить траверсом на канте сноуборда. Надев доску и защиту, застегнув молнию лыжной куртки под горло и попривыкнув к сноуборду посредством прыжков, скольжений и наклонов, можно переходить к работе на склоне.


Упражнение 1

Прямой спуск на заднем канте

Во время первого занятия ученику предстоит траверс. Поставив сноуборд параллельно земле, стоя лицом к спуску, нужно начать скольжение вниз. Ноги должны быть на ширине плеч. Если по воле склона горы, сильного ветра или других причин сноуборд начинает сносить в какую-то сторону, требуется вернуть доску в требуемое положение посредством скручивания тела в противоположную сторону, описав руками плавный круг вокруг себя в сторону от наклона.

Если вы потеряли равновесие или слишком разогнались, можно сбросить скорость с помощью небольших подпрыгиваний на заднем канте.

Упражнение 2

Прямой спуск на переднем канте

Упражнение похоже на предыдущее, только на этот раз спуск должен происходить на переднем канте. Теперь катающийся должен оказаться спиной к подножию горы. Если вы находитесь на курорте, в этом упражнении следует поглядывать за спину, чтобы никого не задеть. При потере равновесия, опять же, можно сделать несколько прыжков или, наклонившись, коснуться склона рукой. Это поможет перенести вес тела на передний кант, сбросить скорость и выровнять доску.

Упражнение 3

Спуск на заднем канте «Падающий лист»
В этом упражнении следует чередовать направление движения сноуборда путём правильного переноса веса всего тела на левую или правую ногу. При этом нужно съезжать не вертикально вниз, а из стороны в сторону, повторяя траекторию падающего листа.
Носки следует приподнять повыше, словно притормаживая пятками, не давая доске разогнаться. Все движения следует делать осторожно, плавно и без рывков. Не забывать управлять доской путём скручивания торса и переноса веса в сторону желаемого разворота. Доска сама последует за телом. Здесь важно помнить и чувствовать, что сноуборд будет ехать вниз в том направлении, куда смотрит нижний его край.